МБДОУ г. Мурманска 38

183017, г. Мурманск, ул. Ростинская, д.4

Телефон

22-14-52

Эл. почта mbdou38@yandex.ru

ССЫЛКИ НА ФЕДЕРАЛЬНЫЕ САЙТЫ

Маслова Валентина Леонидовна

Воспитатель МБДОУ г. Мурманска 38

 

Мастер-класс на тему

«Игры с прищепками и их значение в развитии ребёнка» 

Играм с цветными прищепками неоднократно уделялось внимание многих педагогов – практиков. Цвет, мелкая моторика, счет – с прищепками все это становится значительно интереснее, ярче. Предлагаю Вашему вниманию несколько вариантов игр из своей педагогической копилки:

Отдельным разделом в содержании образовательной области «Познание» представлено «Сенсорное развитие», которое направлено на формирование у детей всех возрастных групп познавательных интересов и их интеллектуального развития.

Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее.

Сенсорное восприятие (от латинского sensus- чувство, целенаправленное развитие совершенствования сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).

Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. Все это заставляет обратить внимание на предоставление ребенку условий для развития его сенсомоторики, особенно мускулатуры рук и пальцев рук.

Развитие ручной и пальцевой моторики имеет огромное значение в развитии устной и в будущем письменной речи ребенка.

Предложенные игры могут использоваться как самостоятельные или включаться в НОД.

Для того чтобы помочь детям в развитии моторики и сенсорики итальянским педиатром Марией Монтессори было разработана уникальная система работы. После многих лет практики, Мария вывела закономерность: чем более развиты детские пальчики, т. е. моторика и сенсорика, тем быстрее ребенок начинает говорить. На практике система Монтессори стала активно применяться уже в 20 веке. Огромное значение имеет дидактический материал, разработанный Монтессори, который спустя несколько десятков лет также с успехом применяется во всех дошкольных учреждениях и активно используется для развития моторики и сенсорики.

«До пяти лет ребёнок – строитель самого себя из чего бы то ни было», - отмечала автор технологии саморазвития М. Монтессори. Она предлагала «утончать» детские способности для развития моторики и сенсорики при помощи повседневных материалов и домашних предметов. В работе с детьми по развитию мелкой моторики рук, обучению диалогической речи, сенсорному воспитанию и формированию пространственных представлений можно использовать такие предметы-заместители, как пластмассовые бельевые прищепки. Конечно, развитие мелкой моторики - не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребенка будет прекрасно развитая моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь малыша будет недостаточно развита. То есть необходимо развивать речь ребенка в комплексе: много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать ребенку, рассказывать обо всем, что его окружает, показывать картинки, которые малыши обычно с удовольствием рассматривают. И плюс к этому, развивать мелкую моторику рук.

Требования к проведению игр с прищепками:

·        Перед игрой показать детям, которые не пользовались прищепками, принцип работы с ними

·        объяснить правила пользования прищепками

·        перед работой с прищепками можно провести подготовительные упражнения (поиграть пальчиками)

·        при проведении игр важна последовательность (от простого к сложному) ;

·        не следует ожидать немедленных результатов, т. к. автоматизация навыка вызывается многократным его повторением (если задача образовательная) ;

·        не давайте ребёнку готовых образцов, побуждайте ребёнка к действию с помощью поисковых вопросов

·        игры должны проводиться по желанию ребёнка, на положительном эмоциональном фоне;

·        приобщая ребенка к играм, мотивируйте его на интересное задание, (загадки, стихи) выполнение которого способствует развитию самостоятельности, ручной умелости

·        никогда не начинайте игры, если ребёнок неважно себя чувствует или увлечён своей игрой;

·        недопустимо переутомление в игре, которое может привести к негативизму;

·        соблюдайте технику безопасности с мелкими предметами.

3. Практическое освоение педагогами игр с прищепками (педагогам предлагается «поиграть» с прищепками сначала вместе, затем подгруппами и индивидуально)

Дидактические игры с прищепками

В играх с прищепками малыш задействует большой и указательный пальцы, которые в дальнейшем берут на себя основную нагрузку при письме. При нажатии на прищепку совершается мышечное действие, схожее с движением по удержанию ручки, и прилагается аналогичное усилие. Подспудно в играх с прищепками для детей развиваются речь и творческое воображение, формируются сенсорные и пространственные понятия.

Сенсорные упражнения с прищепками

Для развития сенсорики используются преимущественно прищепки основных цветов: зеленые, желтые, красные, синие, которые очень просто приобрести в магазине.

«Цветные коробки»

На боковые части однотипных картонных коробочек приклеиваются цветные кружки. Используются прищепки четырех основных цветов. Малышу предлагается прикрепить к краям каждой коробки прищепки соответствующего цвета. 

Гномики.

Берём те же 4 коробочки, в них взрослый складывает прищепки соответствующих цветов.

Жили весёлые гномики.

Каждый в своём домике.

Затем взрослый высыпает из коробочек все прищепки и перемешивает их со словами:

Пошли гулять гномики

И перепутали домики.

Вы им скорей помогите,

В домики их проводите.

Задача детей прикрепить прищепки к краям коробок, соотнося их по цвету 

«Выстроим заборчики»

В игре для детей используются прищепки четырех цветов и соответствующего цвета картонные полоски. Малыш делает заборчик цепляя прищепки к картонке, подходящей по цвету. Можно усложнить задание, чередуя прищепки. 

«Цветной круг»

В этой игре закрепляются основные цвета.  Если не удается подобрать прищепки по цвету, можно на деревянные изделия наклеить полоски соответствующих цветов.

 «Поможем маме»

Для игры необходимо оборудование: тазик с кукольной одеждой (можно подготовить бумажную одежку), натянутая веревка, прищепки. Ребенок развешивает «белье», сопровождая движения словами:

Нашей маме помогали, 
Всю одежду постирали. 
Надо все теперь сушить
На прищепки зацепить.

Игры для развития воображения

При помощи прищепок можно разыгрывать сценки и рассказывать сказки. 

Развитие творческого воображения в играх с прищепками.

Развивающие игры с прищепками направлены на создание различных образов, при помощи дополнения картонной формы прищепками. 

Солнышко

(На фигуру круга жёлтого цвета крепим прищепки такого же цвета - это лучи солнца)

Солнышко утром

Рано встаёт.

Лучики тянет -

Тепло нам даёт.

Тучка и дождь

(На фигуру облака синего или голубого цвета крепим прищепки такого же цвета - это дождик)

Тучка по небу гуляла - Все дождинки растеряла. 

Ёлочка

(На треугольную фигуру зелёного цвета крепим прищепки такого же цвета - это еловые ветки)

Ёлочка наша вдруг загрустила,

Лапы еловые вниз опустила. 

Овощи свекла, морковь, репа.

(На фигуру свеклы красного цвета крепим прищепки зелёного цвета - это ботва)

Урожай мы собирали

И ботву всю оборвали.

Мы листочки прикрепляем -

 Сразу овощи узнаем.

(На фигуру морковки оранжевого цвета крепим прищепки зелёного цвета - это ботва) 

(На фигуру репы жёлтого цвета крепим прищепки зелёного цвета - это ботва)

 Ёжик

(На фигуру ёжика серого цвета крепим деревянные прищепки - иголки)

Ёжик, ёжик, где гулял?

Где колючки потерял?

Ты беги скорей к нам, ёжик.

Мы сейчас тебе поможем.

Мастер класс "Прищепка - как средство сенсорного развития"

Наверх